Спирин А.В., Перевозкина Ю.М., Федоришин М.И. Компоненты критического мышления курсантов военных институтов

Полный текст статьи

Аннотация. Изучение компонентов критического мышления курсантов военных институтов обусловлено необходимость эффективного командования, что имеет решающее значение в период выполнения поставленных служебно-боевых задач. Это связано с развитием у военнослужащих критического мышления, которое имеет важное значение в военно-профессиональной деятельности, реализуемой в условиях непредсказуемости специальной военной операции [5]. Данное предполагает изучение развитие у курсантов военных институтов критического мышления, которое не имеет однозначного понимания в научной литературе. Множественность дефиниций и определила актуальность данного исследования. Анализ научных работ позволил выделить компоненты критического мышления, которыми могут выступать творческое преобразование, интроспекция и метакогнитивные навыки, которые были измерены на выборке курсантов 5 курса Новосибирского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии (N=150 человек) [6; 7]. Логика эксперимента состояла в том, что курсанты должны были решить вводные. На основании данного решения определялся их уровень критического мышления (ситуативный – решение находится в рамках ситуации и надситуативный – решение выходит за пределы заданной ситуации). В случае отсутствия выраженности какого-либо уровня делался вывод о смешанном уровне. Далее проводилось сравнение курсантов трех групп по выраженности рефлексивности, интегрального уровня профессионального самосознания и метакогнитивным особенностям (ANOVA). Результаты показали, что наиболее выражены все измеряемые параметры у курсантов с надситуативным уровнем мышления (p<0,03). В заключении делается вывод о том, что критическое мышление в военно-профессиональной деятельности может быть концептуализировано как сложное образование, включающее в себя рефлексивные и творческие способности, генерируемые метакогнитивными навыками [9].

Ключевые слова: критическое мышление, метакогнитивные навыки, рефлексия, интроспекция, служебно-боевые ситуации, творческое преобразование

Содержание номера

Спирин А.В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М.И. Компоненты критического мышления курсантов военных институтов// Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 2 (23). С. 66–74. URL: https://vestnikspvi.ru/2023/06/008.pdf. EDN: XBNRJX